Вторая в Запорожской области по
высоте, 307-метровая Синяя гора, являющаяся гранитным остатком Приазовского
кристаллического массива, видна едва ли не из любого уголка Черниговского
района. Даже в самый погожий летний день она подернута голубоватой дымкой.
Отсюда и произошло ее название – Синяя. Хотя на исторических картах она
помечена как Токмак-могила.
У меня за спиной - Синяя гора
Уникальна Токмак-могила в первую
очередь тем, что от нее разбегаются в разные стороны основные реки Запорожской
области - Кальчик, Берда, Обиточная, Токмак, Токмачка, Конка и Гайчур. А еще я
где-то вычитал, будто бы могилу эту насыпали воины-русичи, шедшие на битву с
монголами на реку Калку. Не случайно поэтому столь значимая гора, возвышающаяся
над бескрайней степью, даже на герб Черниговского района попала.
В верхней его части изображено
солнце, восходящее именно над Синей горой. По словам автора герба,
черниговского художника Виктора Мащенко, в свое время активно обсуждалась даже
возможность переименования Черниговки в Синегорье. Разговорами, правда, дело и
ограничилось. Тем не менее, главный символ района художник таки увековечил в
своей официальной - выполненной по заказу власти, работе.
Ну а теперь я предлагаю
выдвинуться поближе к Синей горе. Сопровождать нас на маршруте будет краевед из
Новополтавки [это ближайшее к горе село] Иван Пода. С его помощью мы и
попытаемся подтвердить или опровергнуть другие легенды, бытующие в тамошних
местах. Итак, легенда первая:
о чумаках.
Проживший сорок пять лет
неподалеку от горы Иван Васильевич Пода хорошо знаком с этой легендой. И
легендой ее не считает: буквально в сотне метров от Токмак-могилы некогда
действительно проходил Чумацкий шлях, от которого ответвлялся известный по
фильму «Иван Васильевич меняет профессию» Изюмский шлях [перевоплотившийся в
Иоанна Грозного Иван Васильевич стрельцов на него отправлял - татарам взбучку
задать]. А ранее здесь пролегал Муравский шлях. Как раз по нему в свое время из
Москвы в Бахчисарай дань возили.
- Исторически сложилось так, -
добавляет Иван Васильевич, - что Токмак-могила издавна была пограничной горой:
отделяла земли крымских татар от земель запорожских казаков. А в более поздние
часы разделяла две губернии - Таврическую и Херсонскую. Непосредственно чумаки
возле нее останавливались всегда: делали привал возле криницы с живительной
водой. Еще лет двадцать назад криница эта существовала. Она так и называлась -
Чумацкая. Криница была выложена плиткой - внутри и снаружи. Очень удобно было
из нее и воду брать, и чумацкую живность - быков, поить. Теперь криницы нет. И
даже место, где она существовала, не всякий старожил отыщет. И пребольшого
камня возле горы, который считали священным местные жители, тоже нет. А с ним
связана следующая легенда:
о следе, оставленном Божией
Матерью.
Иван Васильевич Пода камень с
отпечатком человеческой ступни видел собственными глазами. И собственными ушами
слышал, как старики утверждали, что это не простой след - его сама Божия Матерь
оставила. По словам краеведа, рядом на камне отпечатались также копытца
какого-то небольшого зверя. “Вроде как коза шла к Божией Матери, - объясняет
краевед. - При этом и человеческая ступня, и козьи копытца очень четко
просматривались”.
- Сами-то верите, что возле Синей
горы Божия Матерь когда-то ходила?
- Не скажу, она или нет. Я
вообще-то материалист. Но что видел, о том и говорю. А след человеческий на
камне я видел.
Когда под Синей горой началась
добыча гранита, местный верующий народ очень просил: не трогайте ее, она
святая. Не надо взрывами уничтожать место, где сама Богоматерь побывала.
Сельчан, увы, никто не послушал. А мой визави, кстати, лично - году
приблизительно в 1966-м, бурил скважину неподалеку от камня с отпечатком
человеческой ступни - чтобы, значит, взрывчатку заложить.
- На глубине около семи метров, -
рассказывает Иван Васильевич, - бур вдруг упал вниз. В пустоту провалился. Что
после этого началось, словами не передать. Засуетились все. Одни говорят:
работы тут веста. Другие о золоте скифском вспомнили - не оно ли там, в подземной пещере возле святой горы, упрятано.
Из района начальство , приехало. Давайте,
кто-то предлагает, лампочку вниз
опустим. И опустили. А потом даже фотоаппарат опускали.
- И что увидели? - тороплюсь я
узнать подробности.
- Ничего не увидели. Пустота там
была. Возможно, водой мягкую породу вымыло. Хотя нигде поблизости подобных
пустот обнаружено не было: гранит же везде. В конце концов в шурф заложили
взрывчатку и взорвали. Ни следа Божией Матери не осталось, ни пещеры.
- Получается, вы причастны к
уничтожению святыни?
- Ну, как причастен? - не
соглашается собеседник. - Мы бурили. А взрывали другие. Поищите их в селе,
расспросите.
Расспрашивать я никого не стал.
Отправился вместе с коллегами на гору, чтобы самолично выяснить, имеет ли под
собой почву еще одна легенда:
о скифском мече.
Пожалуй, это самая красивая
история, связанная с Синей горой. А суть ее вот к чему сводится. Будто бы на
самой вершине горы воткнут в землю скифский меч-акинак. Не все его, правда,
увидеть могут. И никому еще не удавалось его из земли вытащить.
Подъем на вершину Синей горы
оказался несложным.
К сожалению, священного скифского
меча мы не обнаружили. А вот крохотный пятилепестковый цветок [в середине
октября!] на вершине нашли. И обрадовались ему несказанно. Как маленькому чуду.
Знаток легенд Синей горы Иван Пода
Вид с вершины горы
Карьер у подножия Синей
Маленькое чудо на вершине
До свиданья, гора!
Фото Сергея ТОМКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий