четверг, 5 марта 2015 г.

Легенды Синей горы

Вторая в Запорожской области по высоте, 307-метровая Синяя гора, являющаяся гранитным остатком Приазовского кристаллического массива, видна едва ли не из любого уголка Черниговского района. Даже в самый погожий летний день она подернута голубоватой дымкой. Отсюда и произошло ее название – Синяя. Хотя на исторических картах она помечена как Токмак-могила.
У меня за спиной - Синяя гора


Уникальна Токмак-могила в первую очередь тем, что от нее разбегаются в разные стороны основные реки Запорожской области - Кальчик, Берда, Обиточная, Токмак, Токмачка, Конка и Гайчур. А еще я где-то вычитал, будто бы могилу эту насыпали воины-русичи, шедшие на битву с монголами на реку Калку. Не случайно поэтому столь значимая гора, возвышающаяся над бескрайней степью, даже на герб Черниговского района попала.
В верхней его части изображено солнце, восходящее именно над Синей горой. По словам автора герба, черниговского художника Виктора Мащенко, в свое время активно обсуждалась даже возможность переименования Черниговки в Синегорье. Разговорами, правда, дело и ограничилось. Тем не менее, главный символ района художник таки увековечил в своей официальной - выполненной по заказу власти, работе.
Ну а теперь я предлагаю выдвинуться поближе к Синей горе. Сопровождать нас на маршруте будет краевед из Новополтавки [это ближайшее к горе село] Иван Пода. С его помощью мы и попытаемся подтвердить или опровергнуть другие легенды, бытующие в тамошних местах. Итак, легенда первая:
о чумаках.
Проживший сорок пять лет неподалеку от горы Иван Васильевич Пода хорошо знаком с этой легендой. И легендой ее не считает: буквально в сотне метров от Токмак-могилы некогда действительно проходил Чумацкий шлях, от которого ответвлялся известный по фильму «Иван Васильевич меняет профессию» Изюмский шлях [перевоплотившийся в Иоанна Грозного Иван Васильевич стрельцов на него отправлял - татарам взбучку задать]. А ранее здесь пролегал Муравский шлях. Как раз по нему в свое время из Москвы в Бахчисарай дань возили.
- Исторически сложилось так, - добавляет Иван Васильевич, - что Токмак-могила издавна была пограничной горой: отделяла земли крымских татар от земель запорожских казаков. А в более поздние часы разделяла две губернии - Таврическую и Херсонскую. Непосредственно чумаки возле нее останавливались всегда: делали привал возле криницы с живительной водой. Еще лет двадцать назад криница эта существовала. Она так и называлась - Чумацкая. Криница была выложена плиткой - внутри и снаружи. Очень удобно было из нее и воду брать, и чумацкую живность - быков, поить. Теперь криницы нет. И даже место, где она существовала, не всякий старожил отыщет. И пребольшого камня возле горы, который считали священным местные жители, тоже нет. А с ним связана следующая легенда:
о следе, оставленном Божией Матерью.
Иван Васильевич Пода камень с отпечатком человеческой ступни видел собственными глазами. И собственными ушами слышал, как старики утверждали, что это не простой след - его сама Божия Матерь оставила. По словам краеведа, рядом на камне отпечатались также копытца какого-то небольшого зверя. “Вроде как коза шла к Божией Матери, - объясняет краевед. - При этом и человеческая ступня, и козьи копытца очень четко просматривались”.
- Сами-то верите, что возле Синей горы Божия Матерь когда-то ходила?
- Не скажу, она или нет. Я вообще-то материалист. Но что видел, о том и говорю. А след человеческий на камне я видел.
Когда под Синей горой началась добыча гранита, местный верующий народ очень просил: не трогайте ее, она святая. Не надо взрывами уничтожать место, где сама Богоматерь побывала. Сельчан, увы, никто не послушал. А мой визави, кстати, лично - году приблизительно в 1966-м, бурил скважину неподалеку от камня с отпечатком человеческой ступни - чтобы, значит, взрывчатку заложить.
- На глубине около семи метров, - рассказывает Иван Васильевич, - бур вдруг упал вниз. В пустоту провалился. Что после этого началось, словами не передать. Засуетились все. Одни говорят: работы тут веста. Другие о золоте скифском вспомнили -     не оно ли там, в подземной пещере возле святой горы, упрятано. Из района начальство        , приехало. Давайте, кто-то предлагает, лампочку вниз     опустим. И опустили. А потом даже фотоаппарат опускали.          
- И что увидели? - тороплюсь я узнать подробности. 
- Ничего не увидели. Пустота там была. Возможно, водой мягкую породу вымыло. Хотя нигде поблизости подобных пустот обнаружено не было: гранит же везде. В конце концов в шурф заложили взрывчатку и взорвали. Ни следа Божией Матери не осталось, ни пещеры.
- Получается, вы причастны к уничтожению святыни?
- Ну, как причастен? - не соглашается собеседник. - Мы бурили. А взрывали другие. Поищите их в селе, расспросите.
Расспрашивать я никого не стал. Отправился вместе с коллегами на гору, чтобы самолично выяснить, имеет ли под собой почву еще одна легенда:
о скифском мече.
Пожалуй, это самая красивая история, связанная с Синей горой. А суть ее вот к чему сводится. Будто бы на самой вершине горы воткнут в землю скифский меч-акинак. Не все его, правда, увидеть могут. И никому еще не удавалось его из земли вытащить.
Подъем на вершину Синей горы оказался несложным.
К сожалению, священного скифского меча мы не обнаружили. А вот крохотный пятилепестковый цветок [в середине октября!] на вершине нашли. И обрадовались ему несказанно. Как маленькому чуду.
Знаток легенд Синей горы Иван Пода

Вид с вершины горы
Карьер у подножия Синей
Маленькое чудо на вершине
До свиданья, гора!
Фото Сергея ТОМКО


Комментариев нет:

Отправить комментарий