суббота, 28 февраля 2015 г.

Как начинаются войны: "Цель - уничтожить!"

Из-за поспешного приказа генерала из запорожского села Черниговка, распорядившегося 27 октября 1962 года сбить над Кубой американский самолет-разведчик U-2, едва не началась третья Мировая война
U-2 в полете


Как советские войска оказались на Кубе
Участник Великой Отечественной войны, завершивший боевой путь в должности начальника оперативного отдела штаба 5-й воздушной армии, Степан Гречко в армии продолжал верой и правдой служить и после Великой Победы – до выхода в запас в 1971 году. Был начальником штаба армии, начальником штаба округа ПВО, заместителем командующего войсками округа ПВО. А в 1962-м генерала из запорожской глубинки судьба забросила на Кубу, где он получил должность заместителя командующего группой советских войск по ПВО.
Коротко напомню, что это были за времена.
Решение оказать военную помощь правительству Фиделя Кастро Москва приняла в июне 1961-го. Цель – предотвратить американское вторжение на Остров Свободы. Командующим группой советских войск на Кубе назначается дважды Герой Советского Союза генерал армии Исса Плиев, под начало которого в 1962 году были переданы переброшенные из СССР войска – 50 тысяч солдат и офицеров, 42 ракеты средней дальности Р-12 и Р-14 и шесть зенитных ракетно-артиллерийских полков, сведенных в две дивизии.
Естественно, американцы не могли не узнать, что советские зенитные расчеты прибыли морем на остров. Американские самолеты-разведчики регулярно вторгались в воздушное пространство Кубы, порой достигая позиций зенитно-ракетных комплексов, которые пока молчали. Тем не менее, т. н. Кариб-ский кризис вступал в критическую фазу: 22 октября 1962 года американский президент Джон Кеннеди публично – с телеэкрана, заявил, что СССР создал на Кубе ракетную базу и объявил о начале морской блокады острова. ВМС США, предназначенные для блокады, состояли из 238-ми кораблей, а на Флориде американцы сконцентрировали 250-тысячную группировку войск, изготовившихся к вторжению на Кубу.
На следующий день советское правительство тоже выступило с заявлением, в котором говорилось о том, что будет нанесен «самый мощный ответный удар». В СССР были приведены в повышенную боеготовность все Вооруженные силы и в первую очередь – ракетные войска стратегического назначения. Мир таким образом оказался на пороге ядерной войны, ощутив реальность надвигающейся глобальной катастрофы.

«Черная суббота»
Однако 26 октября, когда стало понятно, что США пойдут на все, дабы убрать советские ракеты с Кубы, лидер СССР Никита Хрущев направил президенту Джону Кеннеди более примирительное послание. Признав, что на острове имеется мощное советское оружие, он попытался убедить президента, что СССР не собирается нападать на Америку.
Ну а 27 октября наступила «черная суббота».
Утром этого дня пилот ВВС США майор Рудольф Андерсон поднял в воздух с авиабазы МакКой [Флорида] самолет-разведчик U-2 [бортовой номер 343, серийный номер 56-6676] и взял курс на Кубу. Майор должен был сфотографировать военные объекты, развернутые на острове.
Полет проходил на высоте 21500 метров. В восемь часов по местному времени самолет пересек кубинскую воздушную границу, а через один час двадцать одну минуту, когда летчик уже уводил самолет-нарушитель на свою базу, на земле был отдан приказ расчету 1-го дивизиона 507-го зенитно-ракетного полка майора Ивана Гренченкова: “Цель – уничтожить!”
Стартовала первая ракета С-75. И последовал доклад офицера наведения: “Цель – встреча”. Но самолет продолжал лететь!
Стартует вторая ракета. На экране радара видно, как сближаются две точки: ракета и самолет. Вот они слились в одну и следует новый доклад: “Вторая – подрыв, цель уничтожена, азимут 322, дальность 12 километров”.
Потом анализ происшедшего в воздухе покажет, что U-2 был подбит первой же ракетой, но продолжал планирующий полет. От второй ракеты самолет просто развалился на куски.
Майор Рудольф Андерсон погиб. Сиротами остались трое детей пилота.
По приказу президента США 35-летний майор был посмертно награжден «Крестом Военно-воздушных сил» под номером один, медалью «За выдающуюся службу ВВС США» и Пурпурным сердцем, став таким образом национальным героем Америки.

“До начала термоядерной войны осталось…”
Куба же, как только стало известно о сбитом самолете, ликовала. На место падения U-2 прибыл Фидель Кастро и торжественно поздравил кубинских зенитчиков с победой над американскими империалистами. Стихийные митинги прошли по всей стране. Но американцы-то прекрасно знали, что самолет-разведчик, совершавший полет на огромной высоте, мог быть сбит только зенитной ракетой, управляемой советскими специалистами.
Обстановка накалилась до предела. А тут масла в огонь подлили американские телекомментаторы: после сообщения об уничтожении U-2 они начали отсчет времени: “До начала третьей мировой термоядерной войны осталось 36 часов, 35 часов…”
А что Москва? Москва на сообщение о сбитом над Кубой U-2 ответила лаконичной шифровкой: “Вы поторопились. Наметились пути урегулирования”.
Кто конкретно поторопился, известно из воспоминаний бывшего заместителя командующего группой советских войск на Кубе по боевой подготовке генерал-майора Леонида Гарбуза.
Когда он прибыл утром 27 октября на командный пункт группы войск, работой боевого расчета руководил генерал-лейтенант Степан Гречко, радиотехнический центр уже вел самолет-разведчик.
Генерал Гречко сообщил, что несколько раз звонил командующему группой войск Иссе Плиеву, однако тот так и не ответил на звонки. А тут оперативный дежурный доложил об изменении курса цели на северо-запад. Гречко вновь взялся за телефонную трубку, но ответа вновь не последовало.
U-2 мог вскрыть полностью ракетную группировку и группировку ПВО и уйти, но генерал Гречко не решался отдать приказ без командующего. А командующий генерал армии Плиев в это время был у Фиделя Кастро.
После очередного запроса оперативного дежурного КП дивизии Гречко таки склонился к тому, чтобы уничтожить цель. Он поинтересовался мнением первого заместителя командующего генерал-лейтенанта Павла Данкевича, начальника штаба группы войск генерал-лейтенанта Павла Акиндинова и генерал-майора Леонида Гарбуза. Все они высказались за уничтожение цели. И тогда генерал Степан Гречко отдал приказ, вынесенный в заголовок этого материала.

День атаки – воскресенье
“Теперь или никогда, – отреагировал на последствия субботнего распоряжения нашего земляка председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Тейлор. – Воскресенье должно стать днем решающей атаки. Не следует останавливаться и перед ядерным ударом”.
Вечером этого же дня Никите Хрущеву – через посла СССР в Америке, был передан ультиматум. Суть его сводилась к следующему: если немедленно не будут убраны ракеты с Кубы, США начнут боевые действия не позднее 29 октября.
Слава Богу, они не начались: утром 28 октября – без согласования с Фиделем Кастро, советская сторона открытым текстом объявила по радио о выводе ракет с территории Кубы.
В ответ США обязались отменить блокаду острова, отказаться от вторжения на Кубу, не допускать нарушения воздушного пространства СССР и Кубы.
Генерал Степан Гречко с кубинцами

Генерал Гречко выступает на митинге [Куба]

Директор Черниговского районного краеведческого музея Антонина Харченко с портретом земляка-генерала
Обломки сбитого U-2

Двигатель сбитого U-2 [музей Революции, Гавана]

Пилот сбитого U-2 Рудольф Андерсон

Главе СССР Никите Хрущеву показывают обломки сбитого над Кубой самолета







Комментариев нет:

Отправить комментарий

К родному берегу: черепаха встречает уток

Момент встречи обитателей пруда, что находится в Вознесеновском парке города Запорожья, был обнародован в соцсетях вчера, 14 июня 2021 года....